cossack_circle (cossack_circle) wrote,
cossack_circle
cossack_circle

Categories:

Самородок с Тихого Дона

Творческая лаборатория наполнена полотнами, ароматом красок и степных трав. Это помещение на третьем этаже просторное, но не отапливаемое, с низкими потолками.  Я в мастерской волгоградского художника Куницына, что расположилась на Ангарском поселке.



- Вы пока знакомьтесь, смотрите, - делает щедрый жест рукой хозяин в сторону своих картин, - а я тем временем чай поставлю.

Перед моим взором огромное количество больших и малых холстов. По некоторым прикидкам, их тут несколько сотен, а то и больше. Под этой крышей все времена года. Пейзажи, природа Волго-Донского междуречья: восходы, закаты, луга и перелески, лесные тропинки, речные заводи, озера, малые речушки и Дон под открытым голубым небом.

Хозяин, тем временем вскипятив чай, снял со стены мандолину, и я услышал незнакомую мне мелодию. А потом под сводами мастерской послышался сочный бас:

- На завалах мы стояли, как стена,

Пули сыпались, летели как пчела…

Из-за леса, леса копии мечей,

Едет сотня казаков-лихачей…

- Казак? - спрашиваю Александра Павловича, завершая обзор мастерской.

- Самый что ни есть родовитый, - не без гордости отвечает.

- Откуда родом, каких краев? Поведайте, ежели не секрет.

Усаживаемся удобнее у окна, и Куницын начинает открывать «свои карты».

- По рассказам родителей, дядьёв моих и тёток, род наш и по отцовской, и по материнской линии - казачий, все они жили на Дону с незапамятных времен. Один из прадедов был хуторским атаманом. Сам я родом тоже с хутора Перекопки Клетского района. Слава Богу, хуторок сей на берегах Дона Тихого еще жив и даже увеличился за счет приезжих. В том же краю предки мои родились. И на Отечественную войну батюшка мой оттуда уходил, и матушка там же работала в годы военного лихолетья, на полуторке замерзала, когда сидела в грязи глубокой осенью, или в сугробах застревала. Воевали, работали на Победу.

- Александр Павлович, как известно в советские годы слова казак, казачество не особо афишировались, а то, сказывали, и вообще под запретом были. А вы чувствовали тогда, в  ранней молодости, что вы в душе казачьего рода-племени, знали, откуда ваши корни?

- Ну а как же! С детских лет впитывали события казачьего быта. То ли с фронта возвратится живой казак, или в армию провожали по старинным традициям, либо свадьбы играли, песни казачьи пели. Пляски, игрища! А мы, детвора, любили «гостей глядеть», как приглашенные во дворе ли, на базу гуляют, пляшут. Бывало, облепим все плетни и наблюдаем. Так что с малолетства знакомо мне всё это было: рассказы стариков, уклад  жизни казаков. Жизнь простого народа - она в крови нашей с молоком матери впиталась.

Да и сам я с друзьями на Дону частенько пропадал - рыбу ловили на самодельные крючки и леску, позже охотиться стал.

- В какие же годы проявилось у вас стремление к искусству, живописи, желание изобразить на полотне то, что видите своими глазами?

- Да, считай, еще в школьные годы. Тогда меня еще к музыке тянуло. Мандолину где-то разбитую нашел, подбирал на слух какие-то мелодии. И картинки цветные меня привлекали. Пытался и сам что-то повторить, на школьных тетрадях рисовал. С возрастом стенгазеты оформлял, лозунги разные писал и в школе, потом в институте. Позже работал художником-оформителем на заводе медоборудования в Волгограде, в клубе «40 лет Октября». А уж потом в художественный фонд поступил оформителем.

- Но это всё ремесло, которое вряд ли давало удовлетворение. А когда основательно решили заняться творчеством? Какое-либо художественное училище заканчивали?

- По образованию я учёный агроном, наш Волгоградский сельхозинститут окончил в 1959 году. Полгода работал по специальности в колхозе «Заветы Ильича» в своей родной Перекопке - главным агрономом…

Работал Куницын в полеводстве, а душа пела о другом. Поехал в Волгоград, поступил в музыкальное училище (ныне это Волгоградский институт искусств и культуры) на вечернее отделение. Работал такелажником на заводе тракторных деталей и нормалей. А после основной работы пел для души. В искусстве он чувствовал свою стихию.

В 80-е годы работал в худфонде оформителем. А когда с началом всяческих перестроечных реформ заказов не стало, как-то само собой Куницына на большое творчество потянуло. Талантом его, как видно, Бог не обделил. К тому же, усидчивость и трудолюбие помоги ему достичь творческих вершин. В 1995 году Александра Куницына приняли в Союз художников России.

Участвовал во многих выставках, в том числе во Всероссийских, в «Большой Волге» - в 2000 году. Областных выставок, где он также принимал участие, - не перечесть. Были и персональные выставки.

- Александр Павлович, - уточняю, - какова манера вашего письма?

- Скорее всего, классическая техника. Больше всего люблю акварель, пастель, темперу, иногда пишу маслом. Как вы верно заметили, родная природа - моя стихия. Всё это те места, где рос, рыбалил, охотился, проводил годы детства, молодости - вот главная тема моих работ. Друзья мне иной раз: «Что у тебя одно и то же». Ребята, говорю, я другого ничего не видел. Здесь я живу, и всё это моё, родное и близкое. Есть и натюрморты, в основном цветы.

- Посмотрел сейчас ваши картины - большое богатство, сколько же их?

- Я не считал. Но, думаю, около тысячи наберется, если брать во внимание и небольшие этюды, уже в рамки одетые.

В нынешние времена реализовать свои работы - весьма проблематично. Да Куницын и не особенно стремится их продавать. Чаще всего раздаривает друзьям, знакомым, хотя, как и любому художнику, признается он, расставаться со своими «детьми» жалко.

- Если б, - говорит он, - выделили мне просторное помещение бесплатно, я бы все свои работы выставил на обозрение, чтобы люди приходили и любовались. В таком случае мне не жалко расставаться со своим художеством. Родной школе, в Перекопке, где я учился, подарил десятка три своих работ.

Все времена года отражены на полотнах Куницына. Любое состояние природы зафиксировано умелой рукой, стоит нашего внимания - оно прекрасно. В каждой его картине свое настроение - на все случаи жизни.

А еще, как уже подмечено, Куницын любит петь: для сердца, для души, друзьям, товарищам - на охоте, на рыбалке - где придется. Порой и сам сочиняет незатейливые мелодии. Вот такой он, донской казак Александр Куницын, мастер-самоучка. А если быть точнее - художник-самородок с Тихого Дона, член станичного казачьего общества «Станица Крещенская».

Владимир Весов.

Фото автора.



Tags: казачество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment