cossack_circle (cossack_circle) wrote,
cossack_circle
cossack_circle

Categories:

Искра казачьего края




Премия «Душа России» (с 2006 года имеет статус правительственной награды) вручается соотечественникам, посвятившим свою жизнь народному искусству и образованию, создавшим собственные системы передачи традиций предков молодому поколению. Ею награждаются самые достойные в этой сфере россияне. Среди обладателей престижной награды этого года – наш земляк, художественный руководитель народного ансамбля старинной казачьей песни «Бузулук» Яков ИВАНОВ.
Москва. Позади три напряженных дня репетиций под руководством художественного руководителя хора имени Пятницкого, народной артистки России Александры Пермяковой. Выступление в Филармоническом концертном зале имени Чайковского. Овации! Вот он, торжественный момент признания: награду Якову Иванову вручил министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.






Наш разговор с Яковом Владимировичем состоялся сразу же по возвращении из столицы.
- Вам вручена премия «Душа России» в номинации «Традиционная народная культура». Что сегодня несет понятие «традиционная культура», каково её место в нашем обществе? Чем она может быть полезна современному человеку?
- Традиционная культура любого народа – это система ценностей, его духовная ДНК, то,  что  и отличает один народ от другого, и что их объединяет. Прежде всего, это моральные скрепы, ведь культура – это не про «попеть и поплясать». За любым текстом песни, за любым обрядом стоит целая система установок: что такое «хорошо», что такое «плохо». В  них высмеивается жадность, зависть, любой другой порок, а воспевается доброта, честность, порядочность. Разве эти вечные человеческие ценности не могут быть востребованы в современности?
Сегодня, к сожалению, наблюдается подмена «черного» «белым», это массированная атака на мораль и нравственность, на идентичность народа – разве это не требует обращения к его истокам? Мы блуждаем в темноте, поступаем неправильно, потому что не знаем, как нужно. А ответы на эти вечные вопросы находятся здесь, в традиционной культуре, где все давно уже пережито и сделаны выводы. Важно уметь этим воспользоваться.
- Премия, в приветственном адресе к которой говорится: «...за активную просветительскую и педагогическую деятельность, направленную на освоение народной культуры»,  подразумевает оценку Вашей работы и как учителя, и как хранителя традиционных народных ценностей. Как в этом качестве Вы себя еще реализуете, помимо ансамбля?
- Желание делиться знаниями, знакомить, просвещать – это самое главное, что сподвигло меня  в 1996 году к созданию коллектива. Уже тогда говорили, что традиция на селе умерла. Мне было обидно это слышать. И я решил доказать и себе, и другим: можно воссоздать песенную культуру там, где она зародилась,  главное - понимать задачи и опираться на знания предыдущих поколений. Мне хотелось, чтобы песни моей родины звучали, чтобы они не оборвались на последнем этнографическом коллективе нашего района. Пока мы говорим на своем языке, пока мы поем свои песни, наш народ жив. Поэтому коллектив задумывался не как концертный ансамбль, а как музыкально-песенная школа, где освоение материала, знакомство с ним шло по устным традиционным формам. То, что мы выбрали правильный путь, подтверждено оценкой моего труда многими заслуженными и уважаемыми людьми в фольклористике. Я всегда прислушивался к их мнению, советовался. Их поддержка, то, что они общаются со мной, человеком далеким от высшего музыкального образования, как с коллегой, равным им, давало мне силы и уверенность в работе. Сегодняшняя награда – этому подтверждение. За годы работы хормейстером у меня выработалась своя методика, дающая хорошие результаты. Люди, которые ко мне приходят, вообще не имея песенного опыта, начинают петь и сложный материал. Значит, я все делаю правильно!
Сегодня моя работа вышла далеко за рамки одного коллектива. Это различные семинары, конференции, круглые столы. В Москве и Санкт-Петербурге существуют клубы донской песни Якова Иванова, на базе которых я провожу свои мастер-классы. Планирую наладить подобную регулярную работу и в Казани, Омске, Крыму.  Приглашают на Алтай. Но... далековато. Хозяйство, огороды надолго не оставишь (смеется). У меня много учеников, и каждый чему-то научил меня, а я научил их.
 - Люди, которые приходят в Ваш коллектив, в Ваш Клуб донской песни, осознают задачи, которые Вы перед ними ставите?
- Наш коллектив существует более 20 лет. За это время через него прошло большое количество людей. Я не беру во внимание носителей, пожилых участников, настоящих казаков и казачек. Они априори уже и есть представители традиционной народной культуры. В наш коллектив вливались земляки с разной музыкальной подготовкой: и те, кто уже имел опыт участия в самодеятельности, и, образно говоря, с улицы, с нуля. О казачьей песне судили по «Любо, братцы, любо» и «Ойся, ты ойся». И обучались с самых азов. Приходилось с ними очень долго заниматься индивидуально, вне репетиций: «вытаскивать» и ставить голос, отучать от музыкальной фальши, объяснять законы звучания и казачьей манеры исполнения.  Это сложный процесс. Как и любая наука, освоение народного творчества требует терпения и дисциплины, постоянной работы с материалами. Но универсальность  нашей песенной культуры такова, что можно обучить любого желающего прикоснуться к этой сокровищнице. Каждый в силу своих возможностей берёт от нее ровно столько, сколько может унести. Кто-то уходит, получая  лишь поверхностные знания, научившись хотя бы не фальшивить, осилив репертуар вполне достаточный, чтобы потом участвовать в какой-то самодеятельности и выступать на сцене. К освоению традиции это мало относится, это, скорее, форма досуга, а не наука. Сегодня они казаки донские, завтра – терские. Сегодня они в фуражке, завтра – в черкеске.  Это такая, как у нас говорят, фольклорная тусовка - попеть, поплясать, шашкой помахать. Носителями наследия они никогда не станут и традицию не освоят, но развлечь себя вполне смогут.
А кто-то идет с нами дальше, погружаясь и погружаясь в саму традицию. Но для этого мало  и 10 лет. Это на всю жизнь. Это своего рода служение, особая форма религии. Ты или веруешь, или нет. Или служишь ей, или просто зашел чайку попить.
- Премия –  это своеобразный итог Вашей кропотливой работы.  Что в планах?
- Я бы хотел расширить свою работу. У нас есть ансамбль, авторитетный, уважаемый, известный. Это на сегодня, по общему признанию, некий эталон. Но и он должен развиваться, совершенствоваться, двигаться вперед. Очень трудно с появлением нового участника постоянно все начинать сначала, чтобы вписать его в уже сформировавшийся состав. Приходится «откатываться» назад ради него, образно говоря, «снова в первый класс». Именно для тех, кто только вступает на путь знакомства с традицией, необходима другая форма. Думаю, самая оптимальная – это студия, в которой человек, интересующийся историей казачества, культурой родного края, сможет с этим познакомиться, понять и сделать для себя вывод: стоит ли ему этим заниматься серьезно или достаточно выучить 5 - 10 песен, чтобы попеть за столом с друзьями. Научиться для начала слушать и слышать.
Посещение не станет обязательным, как репетиций ансамбля, участник будет  свободен в выборе  времени: захотел – пришел, не захотел – не пришел. Хочется приблизиться к естественной форме быта, сделать его более традиционным.  Пришли, пообщались, попели... Детская студия «Бузулук» у нас есть, теперь пришло время создать такую студию и для взрослых.
Что касается работы ансамбля «Бузулук»,  в этом году я  получил еще один подарок, более ценный, чем все премии и звания вместе взятые. После выигранного в сентябре этого года Гран-при фестиваля в Крыму  мы смогли приобрести уникальнейшие записи, сделанные еще на валиках экспедицией Российской академии наук в 1947 - 1949 годах. Представляете? Мы слышали голоса тех, кто пел в конце 40-х в хуторе Деминском.  Я видел этих исполнителей только на старых фото, а тут услышал их голоса! В этом нам помог Пушкинский дом города Санкт-Петербурга. Теперь это архив ансамбля. Там есть ценнейший материал по похоронному и свадебному плачу – хоровой причет. А  у нас теперь в планах новая цель: оживить эти записи и выпустить диск.
Моя огромная благодарность  - всем, кто стоял у истоков создания и становления ансамбля, кто был его фундаментом, нашим «старикам», ныне ушедшим от нас: Раисе Филипповне Колесниковой и Нине Филипповне Богдановой, Александре Ивановне Кривенковой, Надежде Яковлевне Сотниковой, Николаю Эммануиловичу Конкину. Ныне здравствующим: Ивану Степановичу Попову, Фаине Григорьевне Ивичевой. Тем, кто со мной рядом, несмотря ни на что: Исаенковым Елене и Сергею, Вере Гориной, Оксане Гора. Мне не стыдно ни за одного из моих учеников, порой далеко не казаков по происхождению, коих теперь немало в разных коллективах по всей стране. Они распорядятся полученными знаниями по мере своих сил. Возможно, это даст им толчок к изучению своей родовой истории. Но в каждом из них есть искорка моих трудов и память моей земли. А это самая главная награда.
Галина СЛОБОДСКАЯ, газета «Авангард»
Новоаннинский район

Tags: казачья культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments