cossack_circle (cossack_circle) wrote,
cossack_circle
cossack_circle

Categories:

Цирковые самородки станицы Усть-Медведицкой




В минувшую субботу в Серафимовиче состоялось открытие сквера «Купеческий» около памятника архитектуры конца XIX века - дома Половинкиных. Напомним, что в начале нынешнего года в этом двухэтажном каменном здании был создан музей истории окружной станицы Усть-Медведицкой. И вот теперь около дома Половинкиных появилась уютная, благоустроенная территория, который украшает город, радует его жителей и рассказывает о богатой истории казачьей станицы.
В торжественной церемонии открытия сквера «Купеческий» приняли участие руководители района, города, представители областной администрации. С приветственными словами к местным жителям обратились заместитель главы администрации Серафимовичского муниципального района по социальным вопросам Татьяна Выпряшкина, глава городского поселения г. Серафимович Татьяна Ильина, начальник отдела областного комитета ЖКХ и ТЭК Ольга Гаврилина, директор Серафимовичского краеведческого музея Ольга Гордеева. В концертной программе выступили образцовая народная цирковая студия «Улыбка» (г. Фролово) и фольклорные казачьи коллективы. Все без исключения участники этого праздничного события отметили, что рядом со старинным особняком теперь есть прекрасная зона отдыха с дорожками, лавочками, фонарями, цветочными клумбами.
Особого внимания заслуживает скульптурная композиция, автором которой является районный архитектор Алексей Пучков. Она передает экспрессию полета акробатического сальто и посвящена дореволюционному прошлому дому Половинкиных – одной из малоизвестной, яркой и интересной странице богатой истории казачьей станицы Усть-Медведицкой.
Годы исторического забвения, когда практически вся летопись казачества находилась под строгим запретом, были стерты и воспоминания о хозяевах памятника архитектуры конца XIX века - дома Половинкиных, что расположен на центральной улице Октябрьской (до революции улица Воскресенская) Серафимовича (станица Усть-Медведицкая).
Среди местных жителей бытует название этого здания как дом сестер Половинкиных. Хотя на самом деле у известной в станице Усть-Медведицкой четы Половинкиных была одна дочь. Может быть это название связано с сохранившимися воспоминаниями о том, что в дореволюционные годы две представительницы семьи Половинкиных занимались изготовлением фигурного шоколада. Это были мать Матрона Яковлевна и ее дочь Клавдия Прокофьевна. Но мало кто знает о том, что четверо усть-медведицких самородков из рода Половинкиных стояли у истоков становления русского стационарного цирка и вписали свои имена не только в отечественную, но и мировую летопись циркового искусства. О блестящем новаторстве этих талантливых артистов говорится в Большой и Малой советских энциклопедиях, во многих книгах о цирке.






В XIX веке на двухэтажном каменном особняке станицы Усть-Медведицкой, расположенном на пересечении улиц Воскресенской и Садовой, была вывеска «Первоклассный военный и штатский портной П. Н. Половинкин». Хозяин дома Прокофий Николаевич славился в станице своим портняжным мастерством и, как говорят на Дону, «богат был на сыновей». Вместе с супругой Матроной Яковлевной они произвели на свет семь детей: шесть сыновей и дочь. Родители не нарадовались на своих чад. Были они статными, да ладными, к тому же Бог даровал им разносторонние таланты.
Старший сын Владимир с малых лет стал проявлять себя в живописи. Впоследствии он поступил в  Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился по классу великого русского живописца В. А. Серова. Второй по возрасту сын – Василий помогал отцу портняжничать.  Другой сын — Арсений был учеником в типографии. Остальные в силу юного возраста осваивали станичную школу уличных забав. При этом весьма успешно. Даже самые отчаянные лихие казаки порой удивлялись рискованному озорству Половинкиных.  Как в последствии вспоминала их сестра Клавдия Прокофьевна: «Когда брату Саше было всего восемь лет, он, поспорив с мальчишками на катушку ниток (она понадобилась ему для запуска бумажного змея), прыгнул с высокой кручи. Окровавленного, почти без сознания, подобрал его проезжий казак и доставил в станицу». А его старший брат Василий старался не пропускать ни одного кулачного боя в станице.
Судьбоносным для братьев Половинкиных стал 1894 год. В то лето приехал в Усть-Медведицкую цирк. Шумный, яркий, веселый балаган покорил всех станичных мальчишек. Вместе с ними Половинкины сутками на пролет пропадали возле него. Увиденное мастерство циркачей они пытались повторить самостоятельно. В итоге, когда цирк покинул станицу вместе с ним исчез четырнадцатилетний Василий Половинкин. А через год в Усть-Медведицкую прибыл известный содержатель цирков Иван Иванович Мельников. Видимо помимо организаторских способностей он обладал недюжим даром убеждения, так как ему удалось уговорить главу семейства Половинкиных отдать учениками в свой цирк четырех сыновей Прокофия Николаевича — Василия, Арсения, Николая и Александра.
И усть-медведицкий квартет Половинкиных начал осваивать цирковое искусство. У каждого из них была своя специализация. Николай стал «человеком-каучуком», демонстрируя феноменальную гибкость тела. Арсений стал наездником, вольтижером. Александр работал дрессировщиком с собаками. Василий был жокеем и помогал Мельникову в дрессировке лошадей. Помимо этого Николай, Арсений и Александр выступали на трапеции. Также все четверо участвовали в клоунских номерах, в пантомиме, танцевали, играли на разных музыкальных инструментах. Спустя три года Половинкины перешли в знаменитый цирк Никитиных, которые были основателями первых русских стационарных цирков. Здесь усть-медвецикие самородки  трудом и талантом достигли вершин циркового искусства, в совершенстве освоив воздушную гимнастику. Вместе с Павлом Федосеевским они создали большой номер партерной акробатики, т.е. исполняемой непосредственно на манеже: прыжковая, силовая, пластическая, конная и вольтижная. Кроме того публика с восторгом встречала выступление Николая как эквилибриста на трапеции, а  также совместный номер Александр с Василием с першом (снаряд для эквилибристики - шест, жердь). С успешными гастролями исколесили Поволжье, Кавказ и Сибирь. В цирке Никитиных Половинкины взяли себе артистический псевдоним «братья Винкины». Афиша «Выступают воздушные гимнасты братья Винкины» стала залогом аншлага. За работой воздушных гимнастов публика всегда следит с замиранием сердца. Еще бы! Отвага их видна всем, риск очевиден. Братья Винкины были замечательными, разносторонними артистами цирка.  
На достигнутом успехе они не стали останавливаться, а продолжали совершенствовать свое цирковое искусство. Акробатику в партере усилили прыжками с подкидных досок. Винкины первыми в России использовали этот цирковой снаряд и первыми исполнили с его помощью сальто на колонну их трех человек. Братья делали также сальто с колонны на колонну и двойное сальто с колонны из трех человек на колонну из двух. В 1911 году этот номер был впервые показан в Москве и прошел с громадным успехом. Вот как описывает свое впечатление от выступления братьев Клавдия Половинкина: «Пышность и блеск первоклассного русского цирка поразили мое воображение. Братья в нарядных, белоснежных костюмах, обшитых блестками, казались сказочными принцами. Гром аплодисментов, сопровождавший их выступление, буквально оглушил меня».  Родственники братьев-циркачей внимательно следили за их карьерой, гордились их успехами и нередко посещали выступления усть-медведицкого квартета. К этому времени самый старший брат – Владимир Прокофьевич Половинкин стал известным художником-портретистом, самый младший брат – Михаил – народным учителем, а сестра Клавдия обучалась на Бестужевских высших женских курсах в Петербурге.
Достигнув большой популярности, циркачи Винкины открыли собственную антрепризу сначала в Астрахани, а потом и в Самаре. И на административном поприще братья проявили завидные организаторские способности. К примеру, им нередко приходилось прибегать к маркетинговым хитростям. Винкины придумали оригинальный способ избежать падения доходов в конце гастролей. К заключительным представлениям выпускалась афиша с броским сообщением о том, что на ближайшем выступлении директор цирка войдет в клетку к хищникам. И это не было обманом. В действительности в последнем номере программы на арену со львами, тиграми, леопардами во фраке и в белых перчатках выходил Василий Прокофьевич. Он с абсолютным спокойствием, с улыбкой на лице благодарил публику и за ее здоровье выпивал бокал шампанского.
Первая мировая война, Февральская, Октябрьская революции, Гражданская война. В стране было не до развлечений. В 1919 году от воспаления легких умер Арсений. Труппа братьев Винкиных распалась. Василий и Александр какое-то время работали совместно на Кавказе. Николай создал эффектный номер воздушного гимнаста «Перелетный орел». В нем он перелетал с трапеции на трапецию, а в финале, стоя на голове, стремительно съезжал по наклонному тросу. Работал Винкин на большой высоте, без страховки и сетки. С этим смертельно опасным номером он объехал многие города России. Несчастье подстерегло его, когда он исполнял свой воздушный трюк в госцирке шахтерского города Макеевке 24 января 1926 года. Во время исполнения номера Николай сорвался с трапеции. Он упал в манеж около барьера и умер от кровоизлияния в мозг, не приходя в сознание.
В 20-х годах прошлого столетия Василий и Александр выступали за рубежом с новыми партнерами, возобновив номер акробатов с подкидной доской, носивший имя Винкиных. В их труппе большой популярностью как воздушная гимнастка пользовалась жена Василия - Ольга (по афише «Мисс Ольга»). На чужбине Василий Прокофьевич подорвал здоровье, заболел туберкулезом и умер в 1947 году. А вот Александр в годы второй мировой войны ее брат был арестован немцами и отправлен в Болгарию. Он рыл там окопы в районе Софии и   погиб   под   обвалом в 1944 году.
Так завершается история самородков станицы Усть-Медведицкой, самобытных артистов, вписавших свое имя в историю российского и мирового цирка.
Долгое время дом Половинкиных в городе Серафимовиче находился в запущенном состоянии. Благодаря районной администрации была произведена масштабная реконструкция этого исторически значимого объекта. Теперь в нем располагается  музей окружной Усть-Медведицкой станицы – в свое время второй столицы Всевеликого войска Донского. Кстати, сотрудники музея разыскали потомков Половинкиных. Они проживают во Франции и даже прислали приветствие по случаю открытия музея в их родовом особняке. Кроме того обещали приехать в свою родовую станицу.
Tags: история казачества
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments